Высшее образование устарело?

Время экзаменов и выпускных в ВУЗах стремительно приближается, а значит на рынок выйдут молодые специалисты, у которых часто не бывает опыта работы по специальности. Зато желания работать всегда много.

Но работодатели с каждым годом все больше и больше возмущаются неподготовленностью выпускников к реалиям рынка. Так неужели высшее образование перестало быть эффективным? Есть ли смысл тратить четыре года на обучение профессии, которой можно обучиться онлайн за пару месяцев? Сможет ли в таком случае дистанционное образование со временем заменить высшее?

Обо всем этом мы побеседовали с Сергеем Замараевым — владельцем системы продвинутой аналитики дистанционных учебных материалов — «Курсометр».

Сергей, в чем, по-вашему мнению, заключаются недостатки и преимущества высшего образования?

Высшее образование построено таким образом, что будущие специалисты получают очень много теоретической информации, которая может никогда в профессиональной деятельности не понадобится.

То, что теория важна, неоспоримо. Она дает необходимую базу, которая помогает понимать важные процессы. Но этого недостаточно для работы в рыночных реалиях. Особенно, когда теорию преподают вплоть до 4–5 курса. В таком случае выпускник выходит на рынок и не знает ничего о том, что ему придется делать на работе, не понимает своих обязанностей и не представляет, как их выполнять.

Естественно, это не касается тех студентов, которые успели поработать по специальности во время обучения.

Кстати,преимущество высшего образования заключается в практическом опыте преподавателей. Примеры и истории о том, как были решены проблемы, которые действительно встречаются на практике — всегда бесценны.

Почему сейчас диплом для работодателя не играет большой роли?

Последние несколько лет диплом — это просто корочка. Особенно красный. Он так сильно завышает самооценку выпускникам, что, выходя на рынок они ожидают получить высокую зарплату и руководящую должность, хотя на деле их возможности не соответствуют требованиям.

Другое дело, если студент работал во время учебы, да еще и красный диплом получить умудрился. Но в такой ситуации диплом тоже не будет иметь большого значения, работодатель будет смотреть на опыт работы и решенные задачи.

Все это происходит из–за того, что обучение не имеет практической направленности. Да, вы получаете огромный багаж теоретических знаний, но они не имеют никакого отношения к рыночным реалиям. И смысла нанимать специалиста, который не знает, как работать, и не справится со своими обязанностями, не остается.

Правда стоит оговорится, что это не касается любых специальностей, связанных с медициной и производством. В этой области, пока что, альтернативы нет.

А какая есть альтернатива для остальных профессий?

Дистанционное обучение. Сейчас можно найти огромное количество курсов и программ, которые позволяют освоить элементарные профессиональные навыки, которых будет достаточно, чтобы пойти работать. Естественно ожидать огромной зарплаты после таких курсов не стоит. Также, как и после университета.

Но и дистанционное образование несовершенно. В чем заключаются недостатки и преимущества онлайн обучения?

Крайне тяжело передать ситуации и практические данные. Не зря когда–то придумали поговорку «Лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать».

Представьте себе, что область знаний — это поле с граблями. Чем больше материала вы изучаете, тем меньше граблей на вашем поле. И, когда вы узнаете всю теорию, видимых препятствий не остается, они спрятаны внизу, под травой. И тут у вас появляется выбор: либо вы начинаете идти по этому полю и рано или поздно натыкаетесь на эти грабли, либо стараетесь заранее их убрать. А сделать это можно только на примере кейсов и практического опыта.

Можно ли улучшить систему высшего образования или лучше полностью заменить его на онлайн?

Для того, чтобы добиться эффективности в образовании, нужно всю теоретическую информацию перевести в дистанционное обучение на дому или в специализированных компьютерных аудиториях университета. Главное, чтобы такое обучение проходило без преподавателя.

А так как студенты, в большинстве своем, ленивы, то для проверки их теоретических знаний можно устраивать контрольные, зачеты и так далее. Но никак не требовать по три часа в день сидеть на лекциях, записывать все в тетрадку и показывать преподавателю, чтобы получить зачет. Это бессмысленная трата времени.

На семинарах же стоит разбирать исключительно практические ситуации и вопросы, которые возникли у студентов по теории.

В таком случае на выходе из университета мы получим полноценного специалиста, который сможет ориентироваться на рынке и эффективно работать

Источник:
147

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!